Поиск по сайту
ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ КРАЕВАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. А.С. ПУШКИНА
Великие полотна
«Спящий пастушок»

Спящий пастушок

1823–1826
Дерево, масло, 27,5x36,5 см

В «Спящем пастушке» А.Г. Венецианов создал первый в своей жизни пейзаж. Он исследовал взаимное влияние света и цвета, влияние одного цвета на другой, влияние воздушной среды на цвет и при этом сохранил предметность, вещность изображения. В этом смысле «Спящий пастушок» – первая в русском искусстве истинно пленэрная работа.

В своей картине Венецианову удалось передать особенную неяркую прелесть русской природы. Простой будничный сюжет – мальчик, уснувший под деревом на фоне крошечной речушки, сарая, огороженного плетнем, нескольких тонких елочек, под кистью Венецианова превратился в возвышенный поэтический образ.

Савинов А.Н. Алексей Гаврилович Венецианов: жизнь и творчество 1780–1847 / А.Н. Савинов. – М. : Искусство, 1955. – 223 с.



«На жатве. Лето»

На жатве.лето

Первая половина 1820-х гг. 
Холст, масло, 60 х 48,3

Полотно относится к циклу работ, написанных в середине 1820-х годов и посвященных основным вехам жизни крестьянина. Помимо полотна «На жатве. Лето», в этот цикл вошла картина «На пашне. Весна».

Картина написана с натуры, жизненна и убедительна, и в то же время в ней заключен большой философский смысл – повествование о вечном круговороте жизни, о великой связи человека с землей, с природой. 

Жаркий день позднего лета. В поле, полном спелой ржи, идет работа, крестьяне убирают хлеб. Над полем огромное, бескрайнее небо. На переднем плане на дощатом помосте почти в профиль к зрителю сидит молодая крестьянка в белой рубахе, красном сарафане и кокошнике с ребенком на руках. Рядом с ней, совсем близко к краю картины, лежит серп. Рядом с помостом еще одна крестьянка с ребенком постарше. Зритель не видит лиц женщин, об их молодости можно лишь догадываться по очертаниям фигур и по профилю крестьянки на переднем плане.

Алексей Венецианов: альбом / авт. текста Т. Кожевникова. – М. : Белый город, 2001. – 64 с.



«На пашне. Весна»

На пашне.весна

Первая половина 1820-х гг.
Холст, масло, 51х66

В картине «На пашне. Весна» простой будничный сюжет – крестьянка, боронящая поле, превращается в эпическую поэму о вечном воскрешении земли и человека. Сама крестьянка в кокошнике, напоминающем античную диадему, идет по полю, почти не касаясь земли, легко, будто парит, подобно античной богине Флоре. В то же время пейзаж совершенно реален, узнаваем. Это небо, это поле, эти молоденькие деревца с клейкими листиками. Да и нарядная одежда крестьянки, за которую критики часто упрекали Венецианова, не его выдумка. С древних языческих времен первый день пахоты был праздником для русских крестьян, и выходя на поле, они надевали лучшие свои одежды.

Алексей Венецианов: альбом / авт. текста Т. Кожевникова. – М. : Белый город, 2001. – 64 с.



«Утро помещицы»
(Помещица, занятая хозяйством)

Утро помещицы

1823
Дерево, масло

На картине изображен интерьер небогатого дворянского деревенского дома. Сюжет взят из повседневной жизни. В одной из комнат дворянской усадьбы молодая помещица раздает крестьянкам лен для прядения. Одна из крестьянок присела на корточки рядом с уже готовой порцией льна и придерживает его рукой. Она внимательно слушает хозяйку. Другая крестьянка в красном сарафане смотрит на зрителя, но взгляд ее рассеян, кажется, что она думает о чем-то своем.

«От сцены веет мирным покоем летнего дня, уютом, простотой и человечностью отношений, возможных только в маленьком, как у Венецианова, именьице, где хозяева знают всех своих немногочисленных крестьян по именам, входят в их заботы, когда у каждого круг своих обязанностей при взаимной ответственности, при родственности общей заботы о земле. В этой маленькой картинке, в этом живописном шедевре Венецианов декларирует свои понятия о крестьянском вопросе, создает грезившийся ему идеал отношений хозяина и работника, идеал, отчасти претворенный в плоть опытом собственной его жизни». 

Леонтьева Г.К. А.Г. Венецианов / Г.К. Леонтьева. – Ленинград : Искусство, 1988. – 288 с.



< Возврат к списку

Вверх