ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ КРАЕВАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. А.С. ПУШКИНА
"Пускай и в XXI веке звучит хвала библиотеке..."
Художественный образ библиотеки и библиотекаря. 
«Образ библиотек и библиотекарей в художественной литературе и киноискусстве» 
При подготовке списка использовались материалы библиографического указателя Н. Н. Савенковой 
о библиотечном труде.(Мир библиографии. – 2011. - № 2. – С. 40-47; № 3. – С. 27-33.) и Интернета.
1. Биргер. А. Б. Заклятие слов: повесть / А. Б. Биргер. – М.: Глобулус: HЦ ЭHАС, 2004. – 156 с. – (Магия мастера). Писатель со знанием библиотечного 
дела повествует о работе библиотекаря. Библиотека в провинциальном городке. Кажется, что это самое тихое и безобидное место, где время течет медленно и ничто не может нарушить раз и навсегда установленный порядок. Известный столичный писатель, приехав на встречу с читателями, неожиданно попадает в водоворот мистических и загадочных событий, связанных с местной библиотекой. трогательно, с симпатией рассказывает  автор о библиотечном труде.


2.  Володин А. «Идеалистка» // Для театра и кино / А. Володин. – М., 1967. –  С. 140-148. 
Пьеса А. Володина «Идеалистка» написана в 1962 г. В центре пьесы образ библиотекаря-идеалиста, мечтающего приобщить всех читателей к «разумному, доброму, вечному» и, в первую очередь, к чтению «серьезной» литературы.
 Это произведение – монодрама, исповедь героини о прожитой жизни. Имени у нее нет, автор называет ее несколько отчужденно – Она, есть профессия – библиотекарша. Четыре встречи, оставившие след в жизни героини, – четыре расставания. В 80-е годы по «Идеалистке» был снят телефильм с участием А. Фрейндлих  и Н. Михалкова. 
3. Галин А. М. Библиотекарь: пьеса /А. Галин // Современная драматургия. – 1989. - № 3. – С. 27-52.
 Вынеся профессию героя в заглавие, драматург подчеркнул ее «знаковость». В пьесе представлен тип библиотечного работника — человека, не согласного с политической системой и существующими в обществе порядками, рассматривающего библиотеку как своеобразное убежище. Действие пьесы происходит в библиотеке психоневрологического диспансера, затерянного где-то в российской глубинке. Судя по всему, библиотекой никто не пользуется. В ней, однако, целых три сотрудника, так или иначе загнанные в эту ловушку. Герой сослан в библиотеку по указке КГБ за издание какого-то невинного самиздатского журнала. Скоро его должны «реабилитировать» – и он сможет покинуть библиотеку. Но в последний момент «библиотекарь» вступается за несправедливо преследуемого юношу и, как можно понять, его ждут новые напасти. Весьма знаменательно, что именно в библиотеке автор нашел «праведника», способного на самопожертвование: «Бунт слабых людей – самый сильный бунт!». 
4. Костова, Э. Историк: роман / Э. Костова. – М.: АСТ, 2005. – 702 с. – (Интеллектуальный детектив). 
                                                  
 Роман современной американской писательницы    Э. Костовой «Историк», созданный в русле готической поэтики. В 2005 г. оказался одним   из самых читаемых в США и был переведён более чем на 30 языков. Образ библиотеки как всезначимого феномена – в силу накопления массива важнейшей для судеб человечества информации – обновляется и углубляется в романе на широком историческом материале, в контексте идей Х.Л. Борхеса и У. Эко. Одна из главных героинь отправляется на поиски отца – научного руководителя, профессора России, уехавшего без предупреждения и пропавшего при загадочных обстоятельствах. Главным историческим исследованием становятся тексты легендарной фигуры – вампира Дракулы: письма, дневники, старинные книги, манускрипты и библиографические списки, требующие прочтения и расшифровки. Они обнаруживаются в разных местах и при разных обстоятельствах, но чаще всего – в десяти разбросанных по миру библиотеках (США, Оксфорд, Стамбул, Будапешт, Амстердам, монастыри Европы), включая фантастическое подземное книгохранилище самого Дракулы.        
5. Перес-Реверте  А. Клуб Дюма, или Тень Ришелье: роман / А. Перес-Реверте. – М.: Иностранка, 2003. – 557 с. 
  Действие романа «Клуб Дюма, или Тень Ришелье» происходит в особом мире – мире книг. Герои этой истории – библиофилы, букинисты, переплетчики и просто страстные любители литературы. Одни из них отдают предпочтение романам «плаща и шпаги», другие – детективам, третьи пытаются разгадать тайны, скрытые в трудах по демонологии. По мотивам романа снят художественный фильм «Девятые врата» (англ. «The Ninth Gate»). Режиссер Роман Полански. Премьера фильма состоялась 25 августа 1999 года.  

6. Рыбакова С. Приходской библиотекарь: рассказ / С. Рыбакова // Наш современник. – 2002. - № 10. – С. 94-101. 
В рассказе С. Рыбаковой «Приходской библиотекарь» главная героиня Вика.  Виктория работает в приходской библиотеке.
«Для нее работа была даром Божьим, который она ценила. Но и читатели, в свою очередь, давали Вике многое. Они все в суетном мире были единомышленниками.
7. Улицкая  Л. Сонечка: повесть / Л. Улицкая. –  М.: Эксмо, 2007. –  160 с. 
Людмила Улицкая вывела яркий, удивительно самозабвенный характер библиотекарши Сонечки. «Она окончила библиотечный техникум, стала работать в подвальном хранилище старой библиотеки и была одним из редких счастливцев, с легкой болью прерванного наслаждения покидающих в конце рабочего дня свой пыльный и душный подвал, не успев насытиться за день ни чередой каталожных карточек, ни белесыми листками требований, которые приходили к ней сверху, из читального зала, ни живой тяжестью томов, опускавшихся в ее худые руки». Героиня «Сонечки», как в многолетнем обмороке, запоем читает книги, но реальность жизни — любовь, семья, материнство – выбивает ее из чтения… Наступает старость: умирает муж, уезжает дочь, — и она возвращается душой к великой литературе, которая дает пищу для души, примирение, наслаждение…).
7. Умберто Эко. Имя розы.  –  Минск: Сказ, 1993.   529 с. – (Лабиринты истории). 

30.jpg
Главным героям романа «Имя розы» У. Эко, Вильгельму Баскервильскому и его юному спутнику Адсону Мелькскому  приходится расследовать гибель некоего Адельма Отрантского, монаха бенедиктинской обители. Библиотека в романе предстает перед читателем как лабиринт человеческого познания и лабиринт материальный. По мнению автора, она всегда будет содержать в себе элемент загадочности и непредсказуемости, поскольку ее работа зависит от очень большого числа факторов – замысла создателей, расстановки фонда, воззрений библиотекарей, намерений читателей и т.д. Кульминацией романа стал пожар в библиотеке. «Расколдованный» лабиринт уничтожается, но многие важные вопросы остаются без ответа. Как все-таки должна выглядеть библиотека? Должна ли она различать добро и зло? Должна ли она помогать читателю отличить истину от лжи? Все эти вопросы в той или иной мере возникают на страницах романа, но окончательный выбор все же остается за читателем.

Образ библиотеки и библиотекаря в кинофильмах 

«…Героями или героинями в полном смысле этого слова библиотекари являются редко. В большинстве своем это «среднестатистические» люди, которых режиссеры фильмов упорно ставят в экстремальные ситуации».

Библиотекарь: в поисках копья судьбы / реж. Питер Уинтер. – США, 2004. – 90 мин. 

22.jpg
Получив приглашение на собеседование в библиотеку, студент Флинн Карсен даже и не думал, что эта работа станет смыслом его жизни. Однако то, что предлагали ему работодатели, сильно отличалось от будничной полусонной работы библиотекаря. Оказывается, у библиотеки есть тайная сторона, скрытая от глаз обывателей. В секретных комнатах хранятся древние артефакты и бесценные сокровища, среди которых меч Экскалибур, Ящик Пандоры, копьё Судьбы, которое обладает уникальной способность – владеющий копьем может править судьбами мира. И Флинну предстоит стать их Хранителем. 


Блюз опадающих листьев / реж.: А. Михайлов, Э. Реджепов. – М.: 12-А; Телефильм, 2006. – 105 мин

25.jpg
Скромной библиотекарше Ксении, жене милиционера, неожиданно достается в наследство немалый счет в банке, новый «Мерседес» и огромная сталинская квартира, в которой имеется свой «скелет в шкафу». За стеллажом с фолиантами скрыта потайная комната с запертым в ней маньяком, сыном бывшего секретаря ЦК КПСС, за злодеяния которого в свое время был казнен отец главной героини.



Влюблен по собственному желанию / реж. С. Микаэлян; сцен.: С. Микаэлян, А. Васинский. – Л.: Ленфильм, 1982. – 84 мин. 

27.jpgБывший известный спортсмен, а ныне – спившийся работяга, знакомится с одинокой библиотекаршей, которая ходит по книгохранилищу в «спецодежде» – безразмерном халате мрачного тёмно-синего цвета. Но за внешней непривлекательностью скрыта гармония души. В дальнейшем события разворачиваются так: невзрачная библиотекарша, обретая любовь, преображается в привлекательную женщину.


Жена ушла / реж. Д. Асанова; сцен. В. Аристов. – 1979. – 130 мин. 

28.jpg
Главная героиня – Вера Клюева – не только библиотекарь, но и яркая личность. Она – постчеховская интеллегентка, возвышенная и воздушная, излучающая свет душевной утонченности. Вера – филолог по образованию, увлечена творчеством Чехова, готовится писать диссертацию. Круг ее профессиональных интересов не ограничен библиотечными стенами. Тем обиднее услышать брошенное мужем оскорбление: «Ну и кто ты такая? Библиотекарша на сто рублей с дурацкими идеями о всяких диссертациях!» И жена ушла, чтобы не быть несчастной.

Операция «Ы» и другие приключения Шурика / реж. Л. Гайдай; сцен. Я. Костюковский. – М.: Мосфильм, 1965. – 91 мин. 

Фильм состоит из трех самостоятельных новелл, объединенных фигурой главного героя – студента Шурика, попадающего в самые невероятные ситуации. В «Напарнике» - Шурик сражается с хулиганом Верзилой, в «Наваждении» - весьма оригинальным способом готовится к экзамену, в «Операции Ы» - предотвращает «ограбление века», которое собирается совершить знаменитая троица – Трус, Балбес и Бывалый. В этом ряде отечественных комедий библиотека как таковая отсутствует, но отдельные персонажи ее все-таки упоминают, причем некоторые из подобных фраз становятся крылатыми и даже оказывают влияние на последующие фильмы. Здесь, безусловно, следует назвать комедию с сакраментальным вопросом: «Скажите, пожалуйста, как пройти в библиотеку?» - «В два часа ночи?!».
Мумия / реж. Стивен Соммерс. – США, 1999. – 124 мин. 1923 г. 
Выкупленный из тюрьмы офицер О'Коннелл и его спасительница, прекрасная библиотекарша, специалист по древнеегипетским рукописям, отправляются в пустыню на поиски легендарных сокровищ. На их пути встает пробудившаяся мумия злого Имхотепа, которая жаждет вернуть к жизни свою погибшую возлюбленную. И только потому, что девушка обладает уникальными знаниями в области сложнейшего древнего языка, которые другим недоступны, она всех спасает! 
Охотники за привидениями-2 / реж. Айвен Райтман. – США, М., 1989. – 110 мин. 
Это продолжение замечательной комедии «Охотники за привидениями». Через пять лет все забыли о знаменитых охотниках, равно как и о самих привидениях. Но они и не думали исчезать… так в одном из эпизодов на экране появляется женщина-библиотекарь средних лет – этакое перекошенное «чудо в перьях», когда карточный каталог атакуют призраки… А это значит, что для отважной троицы снова есть работа. Теперь в их распоряжении новое современное оружие, которое поможет им одолеть даже самого страшного монстра. Облако черной энергии нависло над городом. Наступает время последней решающей схватки. 
Пистолет в сумочке Бетти Лу / реж. Аллан Мойл. – США, 1992. – 89 мин. 
В этом фильме показан своеобразный «бунт» библиотечных работников, когда они, устав от своего беспросветного существования и монотонной работы, идут на рискованные действия, как это сделала главная героиня – скромная и застенчивая библиотекарша Бетти Лу Перкинс. Она готовилась провести вечер с любимым мужем, но его к работе в полиции  тянуло больше , чем к жене, и  потому Бетти Лу в тот вечер осталась одна. На следующий день в реке, у самого берега, она случайно нашла пистолет и положила его к себе в сумочку. Не зная, что из этого пистолета был убит торговец оружием, героиня угодила в полицейский участок и решает сознаться в преступлении, которого не совершала.  В этом фильме показан своеобразный «бунт» библиотечных работников, когда они, устав от своего беспросветного быта идут на крайность. Таким образом библиотекарь хотела привлечь к себе внимание общества, которого ей так не доставало. 
У озера / реж. С. Герасимов; сцен. С. Герасимов. – М.: Мосфильм, 1969. – 174 мин. 
Лучший фильм 1970 г. по опросу журнала «Советский экран». В фильме Василий Шукшин, сыгравший главную роль директора комбината Черных, встретил и полюбил Лену Бармину. «Лена работала в библиотеке. Здесь все было чисто и светло, а за окнами изрядно поднявшаяся стройка. Лена показывала библиотеку Черных. Наверное он пришёл сюда первый раз… Образ Лены Барминой – актерский дебют Натальи Белохвостиковой: на XVIII Международном кинофестивале в Карловых Варах  актриса получила премию за лучшее исполнение женской роли. Творческая натура героини возвышает профессию библиотекаря до подлинного искусства: Лена прекрасно знает литературу, обладает даром психолога и педагога, незаурядными актерскими    способностями. 
Человек с бульвара Капуцинов / реж. А. Сурикова; сцен. Э. Акопов. – М.: Мосфильм, 1987. – 94 мин. 
Этот фильм получил главный приз фестиваля «Женщины и кино» в Лос-Анджелесе. Сюжет заключается в следующем: в одном из ковбойских городков Дикого Запада с его традиционной стрельбой, сквернословием и мордобоем появляется тихий миссионер от кино мистер Фест. Неведомое прежде ковбоям «синема» до неузнаваемости меняет уклад их жизни, нравы и привычки. Правда, позднее благородный мистер Фест будет изгнан недоброжелателями. Но обитатели городка уже никогда не смогут забыть, что на свете есть велшикое искусство – кино… своеобразно относятся к библиотеке и незадачливые ковбои из фильма: - Живут же люди! Влюбляются, ходят в театры, библи…библи… - Не ругайся, Билли! - В биб-ли-о-те-ки…




















< Возврат к списку

Вверх