Поиск по сайту
ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ КРАЕВАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. А.С. ПУШКИНА
Заметки гостя о II межрегиональном фестивале культуры семейских - старообрядцев «Семейская круговая»
«Семейская круговая». Заметки гостя о II  межрегиональном фестивале культуры семейских - старообрядцев «Семейская  круговая». 

Уже сообщили о прошедшем II межрегиональном   фестивале культуры семейских – старообрядцев «Семейская круговая»  все пресс-службы соответствующих ведомств, описали  это событие и свои впечатления  журналисты и блогеры, снят короткометражный фильм. 


Дозвольте слово молвить и обывателю, имевшему счастье присутствовать на этом цветном, ярком и красочном  празднике. 

День первый – 8 июня, с. Захарово, Красночикойский район.

Приехавшие  8 июня на  светлый праздник  Троицы в с. Захарово с удовольствием слушали  исполняемые артистами «вживую» старинные песни,  любовались  разноцветьем костюмов и головных уборов выступавших,  пробовали угощения, приготовленные гостеприимными хозяевами и просто дышали чистейшим  чикойским воздухом.  Праздник проходил на площадке со сценой и скамьями для зрителей, расположенной возле сельской православной  церкви.

Захаровская Кресто - Воздвиженская церковь. Построена в 1892 году и освященная в 1900 году, так она выглядела до реставрации . Ее посещали жители ближайших сел – Захарово, Фомичево, Дурново, Шимбилика, Осиновской деревни и др. 

Захаровская Кресто - Воздвиженская церковь
Так выглядит церковь сейчас:  


При входе на концертную площадку привлек внимание стенд, посвященный жителям села Захарово, а особенно - две старые фотографии мужчины и женщины к сожалению, без указания имен и фамилий. 

img3.jpg                 img4.jpg

После кратких поздравительных речей началось выступление участников фестиваля. Более 30 коллективов приехали на праздник – и ни у одного из участников не было двух одинаковых костюмов! Даже не являясь специалистом по этнографии, наверное, каждый забайкалец сможет отличить костюм семейских  Красночикойского района (ранее - Урлукской волости Верхнеудинского уезда Иркутской губернии) от костюма семейских Бурятии. Последние отличаются особым образом завязанными  головными платками, украшенными брошками, яркими  «бористыми» сарафанами,  запонами (передник) с широкими лентами и, конечно, бусами из янтарей грубой обработки, бережно хранящиеся в семьях более 250 лет.

В кратком приветственном слове перед выступлением, руководитель семейского ансамбля «Родник» с. Хасурта (Бурятия) В.Ф. Иванов сообщил, что сами себя  семейские  с. Хасурта и некоторых других сел Бурятии называют «захребетными», т.е., живущими через хребет от Красночикойского района, а так же, что выступают артисты в аутентичных сарафанах, которым более сотни лет. 

img5.jpg
  Гости из села Тарбагатай (Бурятия).

img6.jpg
  А это выступление Урлукской «Светёлки». 

img7.jpg
«Читинская слобода» выступает вместе с детско-юношеским состовом своего ансамбля.

img8.jpg

 Народный коллектив  ФА «Полынь»-  несколько минут  диалога с залом перед выступлением.   О «Полыни» лучше читать и одновременно слушать  из первых рук – в блоге ансамбля. 

img9.jpg

Среди  почетных гостей – потомки  русских, бежавших  в 1920-1930-х годах в Трехречье из  приграничных сел Нерзаводского района. Варвара Ушакова  (на снимке - крайняя справа), Володя Большаков  (в центре) и Маша Ерохина (в центре) уже второй раз приезжают на фестиваль семейских и каждый раз радуют зрителей прекрасным исполнением русских песен. Они проживают в единственном в Китае русском городском уезде Эргуна, у. Хулун-Буир, Автономного района Внутренняя Монголия, КНР. 

img10.jpg

Как рассказал мне в короткой беседе перед выступлением Володя Большаков, они не являются старообрядцами. Их русские бабушки  (многие - потеряв мужей в гражданскую войну и в период коллективизации) бежали за  границу и вышли замуж за китайцев. Много обид перетерпело и первое поколение вынужденных переселенцев и второе, родившееся от смешанных браков. Для соотечественников, оставшихся в  СССР они  были не достаточно русскими, а для  китайцев - не были  полноценными китайцами.  У них русские имена и фамилии, и хотя   три поколения от браков с китайцами  не могли не привнести азиатского колорита в их внешность, и дома они говорят на северо-восточном диалекте (дунбэйхуа),  тем не менее,  довольно прилично могут говорить по-русски. Они  самоидентифицируют себя с русскими, сохраняют культуру, обычаи своих бабушек – празднуют Пасху, Рождество и другие православные праздники, пекут хлеб, поют старинные песни.  


Уникальность этого этносообщества ещё и в том, что длительно проживая на территории другого государства, они по-настоящему сохранили культуру в ее законсервированном, не видоизмененном состоянии - аутентичном, чем очень ценны для этнографов. На вопрос, говорят ли их дети по-русски, Володя с сожалением ответил, что почти нет. В настоящее время в г. Эргуна в целях развития внутреннего туризма предприимчивые китайцы открыли т.н. «русскую деревню», куда с удовольствием ездят на экскурсии этнические китайцы.

Смех и аплодисменты  вызвал шуточный  танец, в котором   черногривая  Кармен  с неизменной розочкой в зубах так талантливо  взвихряет пышной  юбкой, что зрители  и не догадываются о подвохе и  единодушно ахают в момент окончания танца, когда партнер «Кармен»  неожиданно сдергивает парик с  ее головы и зрители  видят переодетого в  женское платье абсолютно лысого Володю.

Выступление китайских гостей, как всегда, очень музыкальное, веселое и зажигательное:
img11.jpg

Среди участников фестиваля  была  еще одна интересная группа – потомки семейских, из-за нехватки удобной земли в конце XIX-нач. XX вв.  добровольно переселившихся  в села Новосалия, Аленгуй, Дешулан Читинского округа (ныне Улетовский район Забайкальского края). Тогда, по предложению властей, несколько представителей сельских обществ сел Гутая, Нижненаринской и Шинков выехали для осмотра земель, выделяемых для вновь переселенных крестьян более чем за 300 верст от их первоначальных мест поселения. Так появились в  указанных селах представители старейших семейских фамилий – Кареловы (Кореловы), Васильевы, Нагаевы (Ногаевы), Коноваловы,  Кузьмины, Терентьевы, Цыпыловы (Цыпулевы) и др.  По фамилиям старожилов можно изучать историю  заселения Забайкальского края и замечательно, что
«новоселы» не теряют связи с родными местами, живо интересуются историей семейских, сохраняют  их уникальную культуру.

 
На снимке: Галина Николаевна Кобинси из рода Васильевых (слева), и  Наталья Егорова Васильева из рода Кузьминых.
 
Чуть в стороне от основного «зрительного зала», в теньке  сидела на лавочке пожилая симпатичная женщина.  Не могла удержаться, чтоб не подсесть к ней и не познакомиться. Моя собеседница – Екатерина Яковлева Кузьмина (в девичестве - Климова), 1933 г рождения, приехала из с. Шимбилик.  Обладая прекрасной памятью и красивой – мягкой и певучей, как у многих коренных чикоян, речью, моя собеседница рассказала, что мама ее - Фектинья Дмитриева (в девичестве - Иванова), а отец - Яков Константинович Климов, родом из Шонуйского селения. Отец был красным партизаном,  умер в 1946 г. Родители вырастили «9 детей - 6 девок и 3 парней, а всего детей в семье родилось 13». 
 
img12.jpg                           img13.jpg

Поскольку во второй половине дня  в детском лагере «Лесная сказка» планировалось проведение круглых столов и мастер-классов, по окончании концерта мы двинулись в сторону с. Красный Чикой.  Кажется  ничего не изменилось за последние 30 лет. Только  зарастают соснами бывшие колхозные поля, скота стало совсем мало, но зато появились белые пластиковые окна на столетних избах и спутниковые антенны во дворах и на крышах.

img14.jpg





Вот так  - глухими стенами и  заплотами в  улицу строили раньше. Эх, дорожный знак все портит:






 
Путешественник, впервые едущий по трассе Ямаровка - Красный Чикой, может подумать, что едет по одной бесконечно длинной деревенской улице,  растянувшейся километров на 40-50 по обеим сторонам дороги. Не заблудиться помогут  граничные знаки. Село  Малоархангельское во времена моего детства называлось «Новая деревня», но бабушка называла его по старинке - Выезжа. Здесь, на выезде из долины Чикоя в Малханский хребет обосновались выходцы из с. Архангельского.
 
img16.jpg
Нарядный домик в с. Красные речки (бывшее с. Дурново)
 
img17.jpg
Но мне больше нравится вот  такое… Старинные  ворота:

День второй. 9 июня. Лагерь «Лесная сказка».

img18.jpg




Кроме  ярмарки различных сувениров и изделий народных промыслов (сумочки из соболя, коврики из оленьего меха, вышивка и прочего.) на фестивальной площадке были представлены  изделия, выполненные   вот на   таком раритете:
 







Реконструкция обряда «празднование Троицы»  от фольклорного ансамбля с. Архангельское (с. Кочен).  Коченский костюм отличается множеством разноцветных лент. 
 
img19.jpg         img20.jpg

После  обряда «утопления березки»  продолжились выступления коллективов. Фестиваль завершился награждением  участников. Импровизированный   «зрительный  зал», где  на скамьях и вокруг на траве сидели и общались  вперемешку  – и выступающие и зрители -  стал замечательным объединяющим элементом праздника.  Удивительный  получился   праздник…

Ю. Григорьева

< Возврат к списку

Вверх