Поиск по сайту
ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ КРАЕВАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. А.С. ПУШКИНА
Буряты (самоназвание)
Буряты (самоназвание) — монголоязычный народ Южной Сибири, исконно населяющий земли, расположенные к западу и востоку от озера Байкал. В состав бурят, согласно Списку национального (этнического) состава населения РФ, входят агинцы, бараяты, казаки с бурятским языком, сартулы, хамниганы, хонгодоры, хоринцы и цонголы. Численность около 445 тыс. человек, из которых 45 тыс. человек проживают в Агинском Бурятском автономном округе.

В конце XII — начале XIII в. Забайкалье оказалось в центре событий мирового значения  - объединения монгольских племен и создания единого Монгольского государства. Ключевая роль в объединении монголов принадлежала полководцу Темучину, впоследствии получившему титул Чингисхан (Великий хан). Между крахом Монгольской империи в середине третьей четверти XIV в. и присоединением к России в XVII в. в истории Забайкалья -"темная эпоха". Источники очень слабо освещают этот период, заставляя исследователей по многим проблемам ранней истории бурятского народа выдвигать множество самых различных, исключающих друг друга гипотез. 

Присоединение Агинской степи к Русскому государству началось во второй половине XVII в. со стороны Нерчинского острога, основанного в 1653 г. и возведенного в ранг города в 1696 г. В 1655 г. правительством было образовано Нерчинское воеводство. Оно стало третьим в Сибири после Енисейского и Якутского. Буряты обеспечивало его лошадьми, сбывали им излишки животноводческой продукции. Роль Нерчинска как аванпоста русских владений на границе с Китаем с особой силой сказалась при заключении Нерчинского договора в 1689 г. Тогда русская сторона предлагала границу провести по Амуру, а китайцы требовали отдать им территорию от Даурии до Байкала, пригрозив уйти с переговоров, а против несговорчивого русского посла Ф.А. Головина применить военную силу. Чтобы исключить военные действия, Головин пошел на территориальные уступки китайцам. Граница была зафиксирована по Аргуни. Разграничение более западных земель Нерчинским договором проведено не было и было отложено до неопределенного "иного благополучного времени". При этом Забайкалье фактически признавалось русской территорией. После заключения договора была установлена пограничная линия, переход через которую без разрешения властей был запрещен.
Таким образом, были созданы полки из бурят и хамниганов. Селенгинское  плечо границы охраняли четыре полка бурятских казаков в 2400 человек, а Нерчинское плечо охранял хамниганский полк в 500 сабель князя Павла Гантимурова.
 
Вхождение в Российское государство обособило бурят от остального монголоязычного мира, позволило обрести окончательное месторасположение по ареалу обитания, сформировало собственные языковые, культурные и этнические особенности. Русские передали бурятам достижения своей более высокой материальной культуры, орудия производства, хлебопашество, познакомили с неизвестными сельскохозяйственными культурами и видами животных, более современными средствами передвижения, жилья, научной и художественной литературой. У бурят появился доступ к достижениям Европы, Азии, остального мира. Кроме того, присоединение позволило через бурят расширить границы, укрепить и узаконить тем самым восточные границы Российской империи. 
Управление бурят строилось по родам, во главе которых стояли избираемые родовые старосты и их помощники 一 писцы. Несколько родов объединялись в инородческую управу во главе с родовыми головами. Несколько инородческих управ образовывали степную думу. Во главе степной думы стоял избираемый на собрании родовых голов тайша, его помощник  - второй тайша. В состав думы входили выборные члены думы и родовые головы, делопроизводство вели делопроизводители- писцы.
В 1903 г. Агинская степная дума была упразднена и образованы Агинская и Цугольская инородческие волости, которые просуществовали до 1917 г.

Знаменательным событием стало посещение в 1891 г. агинских земель цесаревичем, будущим императором Николаем Александровичем, возвратившимся из Японии после заграничного путешествия. Агинские буряты устроили ему встречу у станции Дарасун.
Большим событием в жизни Агинской степи на рубеже веков стало строительство Транссиба. Строительство дороги послужило толчком в развитии производственных отношений, товарообмена, в развитии самосознания агинских бурят. Коренные жители участвовали в отсыпке полотна, поставляли мясо, лошадей, осваивали новые специальности.

На строительстве оборонительных сооружений, поставках продуктов, мяса лошадей трудились буряты в период Русско-японской войны 1904—1905 гг. Буряты-казаки принимали участив в составе Забайкальского казачьего войска в Первой мировой воине. Из агинских бурят на стыке веков выдвинулись видные ученые российского масштаба, такие как Г. Цыбиков, Б. Барадийн, Ц. Жамцарано, Б. Рабданов, депутат II Государственной думы Б.Д. Очиров и др. После победы Февральской буржуазно-демократической революции в апреле 1917 г. из Агинской и Цугольской инородческих волостей был образован Агинский аймак. В марте 1918 г. в пади Буурагшан (ныне село Догой) был создана первый на территории Агинского аймака сомонный Совет крестьянских, казачьих, рабочих депутатов. Население было вовлечено в губительное для народа противостояние и приняло в нем активное участив. В Забайкалье был сформирован особый маньчжурский отряд атамана  Г. Семенова, сподвижника Колчака, а в агинской степи насильственную мобилизацию проводил представитель степной аристократии, выходец из Таптаная Д. Табхаев. В 1918 г. в горах Алханая появились первые партизанские отряды бурятского бедняка Р. Вампилова, русского П. Амосова. В Забайкалье формируется Забайкальский фронт во главе с С. Лазо. После того как в 1920 г. кровавая борьба в Европейской России окончилась, в Забайкалье благодаря ожесточенному сопротивлению генералов Семенова и Унгерна она продолжалась еще долгие месяцы. 

В 1920г. Агинский аймак вошел в состав Бурят-Монгольской автономной области дальневосточной республики (ДВР). ДВР была создана как буферное государство между Россией и Японией. Ее столицей с октября 1920г. По ноябрь 1922г. (когда ДВР была ликвидирована) была Чита. Председателем правительства ДВР был А. Краснощеков. В Чите находилась резиденция правительства Буравтобласти, в которм работали многие агинцы. Так, депутатом учредительного собрания ДВР и членом правительства Буравтобласти был ученый Г.Цыбиков. с ликвидацией японской интервенции Дальневосточная республика прекратила свое существование, а ее территория вошла в состав РСФСР как ее исконная часть.

В 1923 из двух Бурят-Монгольских областей РСФСР и ДВРбыла образована Бурят-Монгольская АССР, с центром в городе Верхнеудинске, в состав которой вошел и Агинский аймак. 1 августа 1923г. Президиум ВЦИК утвердил ревком БМ АССР, в состав которого вошел Цыпил Зодбоев от Агинского аймака. Коллективизация привела к огромному сокращению погловья скота, ликвидации многих сотен трудовых крестьянских хозяйств. Приходилось менять вековой уклад жизни.

Агинчане воевали во время Великой Отечественной войны в составе сибирских, забайкальских и других дивизий под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, на Кавказе, освобождали страны Европы, брали Берлин, участвовали в разгроме Квантунской армии Японии. Агинчане Базар Ринчино и Александр Парадович стали Героями Советского Союза, звание Героя России присвоено легендарному командиру партизанской роты на Брянщине Бадме Жабону (партизанская кличка Монгол). Более 360 фашистов уничтожил знаменитый снайпер Семен Номогонов, воевавший вместе с другом-снайпером Тогоном Санжиевым. Воины-агинчане Л. Эрдынеев, Ц. Жамсоев, Б. Шагдаров, Р. Цыренжапов, Ж. Абидуев и многие другие отстаивали Москву зимой 1941 г. В оборонный фонд страны было внесено более 15 млн руб., отправлено 12,5 тыс. теплых вещей, сдано облигаций на 2516 тыс. руб. Округ дал армии и народному хозяйству 18 тыс. лошадей, 34,5 тыс. голов крупного рогатого скота, свыше 169 тыс. овец и коз. Хозяйства округа безвозмездно передали 864 головы лошадей, 3306 крупного рогатого скота, более 16 тыс. овец жителям освобожденных районов. Внесено более миллиона рублей на строительство танковой колонны "Агинский колхозник", авиаэскадрильи "Комсомолец Забайкалья". К началу войны вступил в строй рудник Спокойнинский и выдавал столь важный для обороны вольфрам. Послевоенный период развития Агинского округа характеризуется напряженным трудом по восстановлению пришедшего в упадок хозяйства. В годы войны сократилось поголовье всех видов домашних животных в связи со сдачей государству. К сожалению, и в последующие годы происходило сокращение поголовья скота 一 из-за массового падежа и низкого делового выхода  приплода. Выдающимся достижением в истории Аги явилось коренное преобразование овцеводства — превращение его из низкорентабельного грубошерстного в высокопродуктивное тонкорунное. 

КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ
Традиционным  жилищем бурят-скотоводов была решетчатая войлочная юрта монгольского типа. Основу юрты составляли шесть решетчатых раздвижных вертикально установленных стен из тальниковых прутьев, скрепленных кожаными ремешками. Одностворчатая дверь вставлялась между стенами. Дверь всегда выходила на южную сторону. Земляной пол застилался шкурами, войлоком, поверх них подушками для сидения. Сферическую форму крыши создавали длинные тонкие жерди, одним концом привязанные к решетчатой стене, а другим вставленные в отверстия верхнего кольца крыши юрты, которые поддерживали две стойки. Этот оригинальный каркас покрывали войлоком. Все деревянные части юрты окрашивались в красный цвет и местами орнаментировались яркими красками. В представлениях бурят жилище являло собой образ Вселенной. Крыша юрты соотносилась с небесной сферой. Дымовое отверстие служило своеобразной "дверью" в запредельное пространство — время. Кстати, дымовое отверстие служило солнечными часами. Солнечный луч, попадая в юрту через верхний круг и скользя по решеткам стены, давал возможность ее обитателям точно определять время суток. Очаг — символ благополучия и хранитель жизни рода — сакральный и семантический центр жилища. На очаге готовят пищу, его огонь обогревает и освещает юрту. С огнем обращались очень почтительно.

Кочевой и полукочевой образ жизни сформировал характер одежды бурят и ее покрой. В своей многовековой истории монголы-кочевники Центральной Азии, в том числе и буряты, изобрели уникальную одежду, которая позволяла им выживать в лютый мороз и знойную жару, обитать в пустыне Гоби и горах Саяна-Алтая, бескрайних степях и тайге. С другой стороны одежда любого народа - это выражение ментального модуса экзистенции личности и этноса, отражение его представления о красоте и гармонии.
Основой питания бурят были мясо и различные молочные продукты. Из молока приготовляли тараг (простоквашу), хурууд, айруул (сухой творог), урмэ (пенки), айраг (пахта), бислаг и хээгэ (разновидности сыра). Из цельного молока получали сливочное масло, из кобыльего молока приготовляли кумыс. В современной кухне очень популярны позы, которые в Агинском округе называют "бузы". Это что-то вроде мант из прокрученной через мясорубку баранины, завернутых в тесто с отверстием наверху. Буряты широко употребляли в пищу растения и коренья. При малой развитости земледельческой культуры растительные компоненты пищевой цепи номадов компенсировалось собирательством. Собирательство, как и охота, составляло часть хозяйственной деятельности бурят на протяжении многих столетий.  При этом экологической нишей для данного вида занятий была в основном степь. Современная кухня бурят практически не отличается от общепринятой в России, может, больше едят мяса и пьют больше чая. Чай практически все бурятское население пьет с добавлением молока.

РЕЛИГИЯ
Религиозные представления агинских бурят (впрочем, как и некоторых других народов Забайкалья и Южной Сибири: бурят, тувинцев...) — яркий образчик синкретизма, который сочетает два источника и две формы сознания: буддизм и шаманизм. Можно утверждать, что буддийские ценности в агинском обществе обладают признанным авторитетом. Вместе с тем бытуют и шаманы, шаманские практики, которые сосуществуют с буддийскими ритуалами в быту, в календарных, социальных и личностно значимых обрядах. Шаманизм 一 система религиозных верований, которая предполагает сущевование добрых и злых духов, населяющих горы, леса, воды и подземный Успехи и неудачи, впрочем, как и вся жизнь человека, признаются зависящим от тех или иных духов. В отличие от христиан или буддистов приверженцы шаманизма не имеют  специальных храмов для отправления службы. Общественные, коллективные некоторые семейно-индивидуальные молебствия проводятся на открытом  духе у подножия или на вершине горы, на берегу реки или озера, у необычной скалы или дерева. Индивидуально-семеиные обряды устраиваются как на открытом воздухе, так и в помещении. На территории каждой улусно-родовой общины существовал свой набор культовых мест. Некоторые из них 一 такие как Алханай, служили местом для паломничества, клятв и присяг. До XVII в. основная масса бурят придерживалась старой шаманской веры, именуемой у бурят "боо-мургэл-шажан" или "хара-шажан" — "черная вера" ("тайное знание"). С прибытием в Забайкалье в 1712 г. бежавших от военных беспорядков в Монголии 100 монгольских и 50 тибетских лам усилилось распространение "желтой веры" — ламаизма. Были построены десятки монастырей, в которых ламаистской вере стали обучать местное население.
Распространение ламаизма происходило одновременно с уничтожением исконной веры бурят — шаманизма. Вначале все делалось осторожно, но со временем гонения на служителей шаманского культа усилились. Уничтожались шаманские атрибуты, разрушались священные капища. Наибольшим успех сторонникам буддизма принесло включение в ламаистскую систему бурятских, шаманских культов. Бурятские божества объявлялись тождественными буддийским божествам. Культ родоплеменных обо был подвергнут ламаизации.

Буддизм, который получил распространение среди бурят, калмыков, тувинцев и частично алтайцев,  -это тибетский буддизм, буддизм Махаяны, относящийся к школе Ге л у к п а , основателем которой является великий реформатор тибетского буддизма Цзонхава (1357-1419). На территорию современной России буддизм пришел из Тибета на рубеже XV-XVI вв. и, по сравнению с господствующим здесь шаманизмом, стал сильным стимулом для социального и культурного развития исповедовавших его народов. Этот феномен можно сравнить с влиянием византийского христианства на языческую Киевскую Русь. В течение  следующих 44 лет верующих бурят обслуживали лишь эти два храма. В 1991 г. к ним добавились еще десять. Сейчас в округе действуют Агинский, Гунэиский, Зугалайский, Токчинский, Узонский, Цугольский дацаны. Сагаалган - праздник Белого месяца, или Новый год, по лунному календарю (дату празднования сообщают ламы). Главный праздник у бурят. Встреча Нового года происходит не в полночь, а рано утром, в первый новогодний день. Сагаалган в Are празднуют, как и много веков назад. За два дня до праздника  верующие съезжаются в дацаны, участвуют в церемониях проводов ухода старого  года. Белый месяц начинается с духовного очищения, когда прощают обиды, горести и невзгоды, оставляя их в уходящем году. Сагаалган, имеющий многовековую традицию, тесно связан с буддийским мировоззрением и отражает духовную основу жизни монголоязычных народов. Зунай наадан 一 национальный праздник агинских бурят (аналог бухэ- монгольского праздника Сурхарбан). Проводится ежегодно в начале лета, как правило в первое воскресенье июня. Это время, когда сельское население свободно от хозяйственных работ  посев уже прошел, скот нагуливает жир, сенокос еще не начался. Праздник отмечают во всех селах округа, но главные события происходят на стадионе поселка Агинское. В программу входят соревнования по национальным видам спорта — эрын гурбан наадан (стрельба из лука, конные скачки, борьба). Ни один праздник не обходится без самого любимого, распространенного по всей этнической Бурятии древнейшего по своему происхождению кругового танца ёохор. Ёохор, как культурный феномен, как непреходящая ценность, которая передается из поколения в поколение. 

< Возврат к списку

Вверх