Поиск по сайту
ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ КРАЕВАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. А.С. ПУШКИНА
Уроки Холокоста и библиотечная практика Забайкальской краевой научной библиотеки им. А.С. Пушкина
Любую можно кашу моровую
 затеять с молодежью горлопанской, 
 которая Вторую мировую
 уже немного путает с Троянской. 
 Игорь Губерман 

Рисунок2 Холокост.jpg Современный мир вошел в зону турбулентности, в которой переплетаются экономический, финансовый, культурно-цивилизационный конфликтные потенциалы. Несмотря на общий глобализационный тренд, предполагающий снятие всех барьеров для формирования единого человечества, активируются отрицательные этностереотипы, характерные для истории прошлого столетия. Реанимация идей национальной исключительности и фашизма вновь формирует одномерное сознание людей в координатах «черное-белое», «свой-чужой». Таким образом, по оценкам политологов, идеологемы XX века, ставшие причиной двух мировых войн, становятся кросс-культурными маркерами и нынешнего времени.

 В этом контексте среди вызовов, на которые приходится отвечать российскому государству, первоочередное значение приобретает необходимость обеспечения межнационального согласия и противодействия экстремизму. Недаром президент В.В. Путин среди угроз национальной безопасности РФ особо выделяет эти факторы. Поэтому в полиэтнической России крайне важным становится сохранение межнационального мира, единства и согласия. Фашизация общества по различным признакам (расовым, национальным, идеологическим, конфессиональным) грозит расколом и распадом страны. 

Рисунок3 Холокост.jpgДеэскалация межэтнической напряженности в российском обществе возможна только в случае созидательной деятельности всех заинтересованных в этом государственных и общественных структур по формированию единого кросс-культурного пространства, в котором на принципах дружбы и толерантности гармонично сосуществуют различные народы с разным менталитетом. В этом отношении показателен опыт межнационального согласия в Забайкальском крае, в котором мирно проживают люди более ста национальностей. 

Свой позитивный вклад в консолидацию полиэтнического регионального социума вносит Забайкальская краевая библиотека им. А.С. Пушкина со своим проектом «Соцветие культур Забайкалья». Целевой группой проекта является молодежь, поскольку именно она, лишенная прививки советским интернационализмом, является объектом деструкции поведения, манипулирования и переформатирования сознания, что наглядно показывают последние события на Украине, где к власти пришли люди с нацистскими убеждениями. 

Рисунок1 Холокост.jpgВ рамках заявленной темы нет необходимости рассказывать о всех реализованных в формате «Соцветия культур Забайкалья» мероприятиях, которые представляют нашим читателям историю и богатство культуры не только коренных для края эвенков, бурят и старообрядцев, но и других народов – армян, немцев, киргизов и т.д. Поэтому более подробно остановимся на библиотечной практике взаимодействия с еврейской общиной Забайкалья. В Чите традиционно сильны позиции сынов Израиля. Они внесли большой вклад в историю края: это предприниматели и меценаты дореволюционного Забайкалья Китаевичи, Зазовские, Шлезингеры, Новомейские, Клейманы и др.; это врачи, учителя и культурные деятели 20–80-х годов Дразнинас Яков Иосифович, Кофман Давид Исакович, Лига Борис Львович, Файерштейн Ида Петровна, Жиц Моисей Зельманович и др.; это ныне здравствующий доктор медицинских наук Кузник Борис Ильич, династии Швецов, Гительманов, Пинелисов и т.д. 

В настоящее время еврейская община Забайкалья насчитывает около 3000 человек, из них почти 2000 проживают в Чите. Председателем национального общества «Миро» является Еремин Борис Леонидович. 

Именно его предложение, прозвучавшее в начале 2014 г., о переносе акцентов с культурологии (когда мы презентовали еврейский народ через праздники Пейсах, Пурим, Ханука, символику Шабата) на историю легло в основу идеи проведения в стенах библиотеки двухгодичного цикла мероприятий по Холокосту. Данная тема выбрана не случайно. На наш взгляд, именно она сконцентрированно отражает исторический дискурс библейского народа и его Исхода с землей Обетованной, раскрывает идеологию возникновения нацистских взглядов в XIX веке и их страшную реализацию в гитлеровской Германии в первой половине XX века, дает возможность говорить с современной молодежью об актуальных сейчас уроках Холокоста. 

 Датой проведения первого мероприятия из цикла, посвященного Холокосту, было избрано 27 января – Международный день памяти его жертв. Предварительно была проведена большая подготовительная работа, выразившаяся:
 – в определении целевой аудитории (ею стали старшеклассники городских школ № 1, № 4 и многопрофильной гимназии № 12), а также формата проведения (им избран «Час исторической памяти»); 

 – в подготовке сценария мероприятия вокруг основного доклада об этапах формирования расистской и нацистской идеологии в Германии, факторах прихода Гитлера к власти, технологии организации Шоа. 

Рисунок10.jpg Организация подготовительной работы стала залогом успешности проведения «Часа памяти», на котором присутствовали около 150 читинских школьников, члены еврейской общины и писательской организации города, сотрудники краевой администрации. Общественный резонанс мероприятию в общегородском масштабе придали предварительные анонсы в СМИ и последующие теле-радиокомментарии журналистов ГТРК «Чита» в вечерних выпусках новостей. Вниманию аудитории, помимо литературно-исторической части с музыкальным сопровождением и показом отрывков из документального фильма Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм», были предложены квалифицированный обзор книжно-иллюстративной выставки «Холокост – набат совести человеческой», видеопрезентация, воспоминания членов еврейской общины Читы – современников тех событий (писателя и поэта Кравцова Геннадия Лазаревича, ветерана Великой Отечественной войны Келика Юрия Ивановича), а также индивидуальный пакет иллюстративного материала «на память» (статистические данные о жертвах по отдельным европейским странам, перечень концлагерей, стихотворение Кравцова Г.Л. «Холокост», список Героев Советского Союза еврейского происхождения и т.д.). 

Рисунок5 Холокост.jpgВместе с тем, организация мероприятия по Холокосту показала не только его востребованность, но и актуальность тематики. Заключительные слова ведущей, «запараллелившей» уроки Второй мировой войны с рецидивом неофашизма на Украине, показали «взрывной» потенциал этнической проблематики. В ходе развернувшейся бурной дискуссии среди ста пятидесяти учащихся школ города выяснились не только пробелы в их знаниях по истории Отечества и генезису современных политических процессов, но и «романтизация» нацизма, апологетические взгляды на личности А. Гитлера и С. Бандеры, почерпнутые из Интернета. Поэтому логично, что данное мероприятие по запросу других образовательных учреждений г. Читы (школы № 49, политехнического колледжа, техникума отраслевых технологий и бизнеса) было повторено в феврале 2014 г. еще пять раз. 

Анализ мероприятия показал, что молодежь не устраивает статичная, дидактическая, назидательная форма подачи информации. Думающим подросткам крайне необходима дискуссионная площадка, на которой в живом общении, «глаза в глаза» обсуждались бы вечные вопросы России «Кто виноват?» и «Что делать?», роль личностей в контексте современной международной и внутренней политики. Практика показывает, что лучшей школой гражданственности являются общественные организации и, прежде всего, клубы. 

Рисунок6 Холокост.jpgПоэтому организаторы мероприятия «Холокост: уроки истории» (сотрудники отдела иностранной литературы и зала периодики) решили организовать для студентов и старшеклассников города дискуссионный «Клуб актуальных и политических проблем» (КАПП) с привлечением научного потенциала ЗабГУ, в рамках которого в свободной форме, на выверенном информационном материале, обсуждались бы духовно-культурные матрицы различных народов, смысловые и ценностные уроки их истории. Идеологией КАППа стало политическое просвещение молодежи, ибо она, как открытая саморазвивающаяся система, является главным политическим ресурсом экстремизма. 

В марте 2014 г. КАПП вплотную приступил к политическому просвещению и патриотическому воспитанию читинской молодежи. Одновременно велась индивидуальная работа с поклонниками С. Бандеры.  результате, в актив сотрудников иностранного отдела библиотеки можно отнести перевоспитание выпускника гимназии № 12 Максима Матанцева, поступившего затем в Новосибирское высшее военное командное училище. 

Рисунок8 Холокост.jpgАктуальность проблематики в контексте современных геополитических событий инициировала продолжение цикла мероприятий по Холокосту в наступившем году. На этот раз 27 января в актовом зале «Пушкинки» собрались студенты – политологи ЗабГУ, участники исторического кружка школы № 1, учащиеся школы № 11, первокурсники техникума отраслевых технологий и бизнеса. После основного доклада по истории Холокоста, иллюстрированного литературным материалом, хранящемся в фондах библиотеки, на вопросы аудитории отвечали научные эксперты – кандидат исторических наук Борис Дмитриевич Семашкин и учитель истории школы № 11 Владимир Иванович Базикалов. Эмоциональным завершением «Часа памяти» стало выступление заместителя председателя Общественной палаты Забайкалья Виталия Евгеньевича Вишнякова, детство которого прошло в оккупированной немцами Украине. Он напомнил ребятам об уроках Великой Отечественной войны, об интернационализме и патриотизме многонационального советского народа, а в заключение прочитал пушкинское «Клеветникам России», прозвучавшее особо значимо в год 70–летия Победы. 

Рисунок9 Холокост.jpgПоскольку содержательный контент «Урока истории» получил высокие отзывы, Управление внутренней политики Администрации Забайкальского края рекомендовало его к проведению в других образовательных учреждениях города. Поэтому следующей аудиторией мероприятия стали учащиеся школы № 14, частной гимназии, воспитанники Читинского суворовского военного училища. А в выездном мероприятии по Холокосту, проведенном со всеми 9–10 классами школы № 49, непосредственное участие приняли начальник отдела управления по внутренней политике Губернатора Забайкальского края Каминский Сергей Михайлович и сотрудник Общественной палаты Решта Ирина Анатольевна. Совместный выход библиотекарей и представителей властных структур был продиктован необходимостью профилактики фашистских воззрений среди учащихся именно этой школы, отметившихся апологетикой С. Бандеры и нацистской символики. Бывший офицер Российской Армии Каминский С.М. призвал молодых жить своим разумением, а не следовать модным интернетовским «фейкам», а Решта И.А., одновременно возглавляющая общину забайкальских немцев «Хофнунг», рассказала о том, как современная Германия до сих пор изживает позор фашистского периода своей истории. 

Рисунок12 Холокост.jpgВ целом, участниками библиотечного урока по истории Холокоста в 2014 году стали 309 молодых забайкальцев, в 2015 году – 368. Но не этими показателями мы измеряем свой вклад в предотвращение рецидива неофашизма в Забайкалье. Душа каждого юноши, обретающего с помощью книги «смыслы жизни», – вот настоящая отдача труду коллектива Забайкальской краевой научной библиотеки им. А.С. Пушкина. 








Дашиева Е.О., зав. НМО, Кондакова Е.Ю., библиотекарь зала периодики

 Литература 
1. Дашиева Е.О. Национальные общины Забайкалья и краевая библиотека: грани взаимодействия / Е.О. Дашиева // Третий культурный форум национальных меньшинств в Забайкальском крае / ред.-сост. Н.Н. Константинова. – Чита : Стиль, 2013. – 100 с. : ил. 
2. Дашиева Е.О. Соцветие языков и традиций: кросс-культурный диалог / Е.О. Дашиева // Библиотека. – 2014. – № 2. – С. 36-38. 
3. Заворотных Г.Н. Наша сила – в культурном многообразии народов / Г.Н. Заворотных, Т.Ю. Мирсанова // Культура Забайкалья. – 2014. – № 2. 
4. Казарновский А. Неонацизм и Земля обетованная // Независимая газета. – 2015. – 26 мая. 
5. Карнышев А.Д. Психология межкультурной компетенции, сущность, региональная специфика, технологии формирования / А.Д. Карнышев, Е.Л. Трофимова, Л.В. Скорова, Е.А. Иванова, О.А. Карнышева. – Иркутск : «Репроцентр А1», 2012. – 438 с. 
6. Соколов М. Воспитались после Освенцима // Эксперт. – 2015. – № 5 – С. 12. 
7. Тонконогов А. Духовная конкуренция в условиях современного геополитического соперничества / А. Тонконогов, И. Катаргина // Социально-гуманитарные знания. – 2014. – № 4. – С. 164–181.

< Возврат к списку

Вверх